пятница, 22 октября 2010 г.

Про медную и немного про серебряную глины. Этапы работы.

Очень рада, что открылось это сообщество, специально для любителей металлической глины. Я давно мечтала поработать с этим материалом, и ужасно рада, что наконец-то до него добралась!
Картинка с примерами моих медных штучек:
Copper Clay Experiments
А под катом мои первые наблюдения и описание основных этапов работы с медной и серебряной глиной (копирую немного отредактированную версию из своего жж).


Долго я шла к этому материалу. Потому что серебро считала дорогим удовольствием, а дешевую медь и бронзу надо было запекать обязательно в муфельной печи да с активированным карбоном, что не очень удобно и тоже недешево.
А вот с первого декабря прошлого года начали продавать новую замечательную медную глину. Ей теперь не нужен активированный карбон, кастрюльки, муфельная печь и прочие сложности в запекании. Ее можно жарить просто горелкой, как и серебро. А стоит медь в два раза дешевле серебра.
Вот ссылочка на магазин, где я покупаю медь, которую можно запекать без активированного угля -
http://www.artclayworld.com/CartGenie/prod-1247.htm
и ссылочка на англоязычную брошюрку про материал -
http://www.artclayworld.com/Tips-TechSheets/ArtClayCopperBooklet.pdf
Серебро можно купить много где, так же как и медь с бронзой, которым нужен активированный уголь для запекания.
Еще продаются эти же глины в сухом виде, в порошке, который долго хранится, и его надо просто разбавить немного водой и лепить. Еще в виде глины продают золото, а в виде глины и порошка продают и сталь, как нержавейку, так и обычную.

Поскольку я работала пока что только с медной глиной от Артклей (Art Clay Copper) и серебряной PMC3 (Precious Metal Clay), то сравнивать буду их и полимерную глину, с которой проработала несколько лет.
Общее впечатление от работы с медной глиной хорошее. Но работать в ней все-таки на порядок сложнее, чем с серебром РМС3, и уж тем более сложнее, чем с пластикой.
Во-первых, вакуумный пакетик с медной глиной от Артклей одноразовый и повторно не застегивается. Это неудобно. А вот РМС3 можно класть в его же пакетик и закрывать, для меди же от Артклей нужен другой пакетик.
Но, правда, все равно открытую пачку глиняной меди лучше всего использовать сразу. 50 грамм это не так уж и много - можно за пару часов вылепить и положить все заготовки сушиться. Глина в открытой пачке быстро окисляется и темнеет, а готовые вылепленные детальки, выложенные сушиться, просто сохнут и могут лежать в таком состоянии сколько угодно и не окислиться. Открытый пакетик меди лучше за сутки, максимум двое, израсходовать. Серебро тоже не стоит долго хранить открытым, потом его нужно будет реанимировать и разбалять водой, что не очень хорошо.

Но давайте по-порядку:

Общие этапы работы с металлической глиной отличаются от работы с пластикой и больше похожи на технологию работы с обычной "глиняной" глиной.

1 - Перед началом лепки надо смазать рабочую поверхность, инструменты (лезвия, штампы, формочки) и руки небольшим количеством оливкового масла - металлическая глина довольно липкая, но пара капель масла помогают с ней справится. Работать удобно на стекле, вощеной бумаге или любой другой невпитывающей воду поверхности (простая бумага не подойдет - глина на ней очень быстро высохнет).

2 - Оторвать от брикетика небольшой кусочек глины для непосредственной работы, а остальное снова замотать в пакетик и закрыть плотно, чтобы воздух не проникал.

3- В отличие от полимерной глины, металлическую разминать не надо - надо наоборот быстренько ее раскатать скалкой на нужную толщину (паста-машина не подходит) и вырезать все, что задумано. А если используются штампы, быстренько вжать глину в форму, пока она влажная и пластичная. От чрезмерного разминания металлическая глина подсыхает и становится менее пластичной, начинает крошиться.
Металлические глины очень быстро сохнут, особенно медь - с ней надо работать довольно быстро, иначе она твердеет и начинает крошиться твердыми кусочками, которые потом практически невозможно реабилитировать водой. Серебро сохнет не так быстро как медь, и его можно немного оживить водой, если серебро подсохло. Капать воды надо совсем немного - чуть-чуть пшикнуть из пульвилизатора на кусок глины. С серебром трюк с водой работает, с медью не очень. Если глина засохла, то кусочек, спрыснутый водой, можно немного помять, завернуть в пленку на минут пять, дать воде впитаться, и потом попробовать размять глину получше - часто срабатывает.

4 - Готовые детальки надо разложить сушиться. Можно сушить феном, или на подставке для подогрева кружек, например. Но можно и просто так на воздухе, просто чуть дольше подождать придется. Сушить нужно пока вся вода не испарится и заготовки не станут сухими и твердыми. Тонкие маленькие детальки сохнут быстро, толстые (толще 3мм) надо сушить дольше. Плохо высушенная глина будет пузыриться и лопаться при запекании. В инструкции к материалу обычно указывается времы просушки. Обычно это несколько часов или сутки.
В сушеном состоянии глина может лежать сколь угодно долго.

В инструкции к медной глине сказано, что на воздухе ее надо сушить не меньше 24х часов. Но я сушила 18-20, и все нормально успело высохнуть. Но размеры и толщина моих штучек была небольшой совсем.

5 - Засохшую глину можно (и нужно) обработать надфилем и наждачной бумагой - подпилить все неровности, выровнять края, отшкурить поверхность. В сухом и еще незапеченом состоянии металлические глины очень легко обрабатывать - они очень легко пилятся напильниками, надфилями, запросто сверлятся. В этом состоянии заготовкам легко придать любую точную форму, высверлить и пропилить отверстия, пропилить линии, и пр.
На этом этапе важно зашкурить и спилить все острые и колючие места, которые в твердом состоянии могут царапаться. Запеченый металл обрабатывать будет уже гораздо сложнее.
Стружку и мелкие частички металла, счищающиеся при сверлении можно собрать на бумажку, ссыпать в небольшую закрывающуюся баночку и впоследствии эту пудру разбавлять при необходимости каплей воды для получения шликера (жидкого раствора глины), который можно использвать для склеивания деталей между собой, рисования кисточкой и других идей. Короче, не выбрасывайте эту пыль - она пригодится;)

6- Запекание.
Металлическую глину удобнее всего запекать в муфельной печи. Можно все изделия положить в печь и сразу все вместе за 30 минут запечь. Но печки эти дорогие, для небольших объемов можно обойтись бутановой горелкой и огнеупорным кирпичом (или глиняным блюдечком от терракотового цветочного горшка).
Просто положить заготовку на кирпич и прогреть ее до розового свечения. Сначала будет небольшое пламя - это выгорает пластификатор. Заготовка немного сожмется (станет меньше на 10-12 процентов). И изделие начнет светиться, серебро - розовым, а медь - ярко оранжевым. Надо это свечение поддерживать около 3х минут.
Серебро PMC3 запекается из расчета 1 минута на 1 мм толщины. Т.е. толстые изделия надо прогревать дольше. 3мм - 3 минуты, 5мм - 5 минут. Лучше дольше, чем меньше. Недопеченая глина внутри останется хрупкой, а вот долгое запекание металлу не вредит.
Медь надо запекать от 3х до 5ти минут минимум.
Медь запекается при большей температуре - за ней следить проще.
Серебро плавится очень быстро. Надо внимательно следить, и отодвигать горелку подальше, если вы заметили, что розовый свет пропадает и изделие начинает плавиться (подтаивать - как бы "потеть"), т.е. когда поверхность серебра начинает блестеть металлом - это значит, что температура слишком высокая.
Я так не уследила и сплавила случайно маленький кружочек в шарик. Надеюсь, и шарик пригодится. А в медной шапочке для бусины прожгла дырку;)
Медь сплавить горелкой сложнее, но все равно за тонкими изделиями надо следить внимательно, чтобы не переплавить.
По пять минут держать горелку над каждой деталькой скучно. Я жарю эти глины, сидя перед телевизором и мечтая о печке, в которой все будет запекаться без утомительного сидения с горелкой;)

7 - Готовое зажареное изделие удаляется пинцетом с крипича (ясно, что все ужасно горячее и трогать руками это нельзя, да?;). С серебром на этом все. Переложите горячую серебряную заготовку остывать на стекло или керамическую тарелку или подставку, т.е. на огнеупорную поверхность. Дерево и бумагу держите подальше - они прожгутся.
А вот медь надо сразу из-под горелки бросить в холодную воду, чтобы она не окислилась.
Часть нагара от меди остается в воде.
Запеченое остывшее серебро выглядит как покрашеное известкой - белое. А медь очень похожа по цвету на нормальную глину, т.е. она матово-коричневая.


8 - Готовое изделие чистится металлической щеткой до исчезновения "известки" и появления металлического блеска.

9 - Серебро уже готово - его можно использовать блестящим, полировать или окислять. А вот медь надо еще пиклевать, чтобы полностью удалить нагар. Пиклевать надо в спец. растворе кислоты. Многие берут для этого аскорбиновую кислоту (столовая ложка на стакан воды). Нагар снимается быстрее, если раствор для пиклевания прокипятить. Т.е. надо смешать кислоту с водой в эмалированной или стеклянной посуде, довести раствор до кипения и бросить медные заготовки в кипящую воду. Через пару минут в растворе медь посветлеет, нагар уйдет, и готовые изделия можно хорошенько промыть под холодной водой и высушить.

10- После пиклевания медь можно снова отполировать металлической щеткой.

На фото часть бусин почищена щеткой и блестит, часть нет - они матовые. В принципе, если планируется окислять бусины, то на этом этапе щеткой можно ничего не чистить - после оксидирования все равно полировать нужно.


11 - При желании готовые медные изделия можно окислить парами аммиака или в растворе серной печени, чтобы оттенить впадины и подчеркнуть текстуру и рисунок, придать налет старины.


12 - В конце изделия нужно отполировать. Можно просто потереть детальки металлической щеткой или металлической ватой для придания большего блеска и увеличения жесткости металла. Идеально использовать для этой цели тамблер, в котором металлические детали будут крутиться и полироваться друг о друга и о свинцовые шарики-наполнители.

Для сравнения - на фото часть патинированных бусин отполирована, часть еще нет.

13 - Чтобы окончательно смыть пыль и остатки химикатов, готовые изделия надо хорошо промыть в мыльной воде или сполоснуть в растворе с содой.

14 - собирать в украшение!;)



Дополнительные замечания:
Серебряная глина не должна ни в коем случае соприкасаться с алюминием. Т.е. не используйте в работе алюминевую фольгу и алюминевые инструменты и формочки - все прилипнет.
Надфили, напильники и наждачная бумага, используемые для обработки еще незапеченых меди и серебра, должны быть разными. Разные металлы в сухом состоянии (пудра) не должны смешиваться друг с другом. Остальные инструменты (формочки, штампы, лезвия, скалки) можно использовать и для полимерной, и для серебряной, и для медной глины. Просто все это надо хорошенько помыть и почистить перед работой с другим материалом.
С запеченой медью и серебром можно делать все, что угодно, что делают с металлами. Штамповать, делать чеканку, гравировку, гнуть, и пр.
Например, медь можно прогреть горелкой до появления радужных разводов


или до изменения оттенка.


Серебряные детальки


Примеры других изделий из меди и серебра можно посмотреть у меня в журнале по тегу metal clay

Еще информация о бронзовой и медной глине, и о том, где ее купить в Европе, есть в жж у Ирины Сергеевой - http://i-seven.livejournal.com/249852.html
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий